the borzoi

Mille Miglia

722 — эти три красные цифры и борт классического серебристого 300 SLR для многих из нас являются легендарным сочетанием. Да что там говорить, Mercedes-Benz выпустил даже специальную серию SLR McLaren 722. Это огромная честь носить этот номер на двери — стартовый номер экипажа Стирлинга Мосса и Дэниса Дженкинсона в гонке Mille Miglia 1955 года, который расшифровывается как «Вы стартуете в 7:22 утра, и не говорите, что вас не предупреждали». Помимо всего прочего это шасси является одним из символов итальянской гонки Mille Miglia.

Mille Miglia была организована Аймо Маджи и Франко Мадзотти в ответ на переезд Гран-При Италии из Брешии в Монцу в 1927 году. В буквальном смысле эту гонку можно назвать автомобильной Giro d’Italia, всегда проходившей по маршруту Брешиа – Рим – Брешиа по дорогам общего пользования. Лишь однажды, в 1940 году, традиция была нарушена, и гонка прошла по урезанному маршруту Брешиа – Кремона – Мантуя – Брешиа, длина которого составила 165 км, соответственно экипажи должны были пройти ее девять раз.

Стоит ли говорить о том, что и состояние дорог, и их интенсивность движения в те годы были далеки от нынешних. Поэтому во время проведения гонки перекрытием дорог никто особо не заморачивался, а на перекрестках и развилках организаторы вешали, уже знакомую всем нам, здоровенную красную стрелку, по которой участники и могли ориентироваться.

Разумеется, в первые годы безраздельно доминировали итальянские экипажи во многом благодаря тому, что итальянцы как никто другой знали эти дороги. Скажем, в 30-х годах лишь одна гонка была выиграна не итальянцем, а немцем Рудольфом Караччиолой на Mercedes-Benz SSK в 1931 году. Примечателен тот факт, что экипаж выступал с очень урезанным бюджетом, заводская поддержка практически отсутствовала, и в распоряжении немца была лишь одна бригада механиков. Поэтому для своевременного обслуживания машины на промежуточных финишах техничке порой приходилось передвигаться быстрее своего гоночного экипажа, находя кратчайшие пути между двумя чек-поинтами. Победа стала большой неожиданностью для хозяев, родившихся и выросших в этих окрестностях и знавших каждую загогулину итальянских дорог. Кстати, примечательно, что именно этот факт поспособствовал появлению первой в мире стенограммы трассы, изобретенной английским экипажем Мосс–Дженкинсон на Mercedes 300 SLR. Британцы сделали несколько кругов по маршруту, во время которых Дэнис Дженкинсон записывал все повороты и прочие подробности, с которыми они и стартовали.

Нуволари, Караччиола, Виллорези, Аскари, Мосс. Список имен победителей мог быть еще красочнее, но к уже привычному сожалению, гонка была отменена в 1958 году после серьезной аварии, жертвами которой стали и гонщики, и зрители.

В 1977 году гонка была возрождена, но уже не являлась стопроцентным состязанием с бескомпромиссной борьбой. Главным требованием стало участие автомобилей, изготовленных до 1957 года. И по сути La corsa più bella del Mondo (самая красивая дорожная гонка в мире — второе имя Mille Miglia) превратилась в живой музей. Справедливости ради, все же стоит отметить, что дух соревнования по прежнему живет во второй инкарнации Mille Miglia. Во-первых по действующим правилам экипаж должен выдерживать определенную среднюю скорость (не больше, и не меньше), результатом которой будет попадание в заданный судьями временной диапазон на финише, а во-вторых, конечно же в них участвуют все те же гоночные монстры.

Сегодня Mille Miglia представляет собой совершенно прекрасный праздник моторов. Итальянский праздник моторов! Кажется, будто вся Италия вышла на обочины проселочных дорог поприветствовать участников. Потрясающее ощущение, когда на второй день гонки утром за завтраком в гостинице перебрасываешься парой фраз с парнем в куртке с красной стрелкой, после чего он садится в свой Aston Le Mans и с грохотом уносится на старт.

Репортаж Олега Патоки