the borzoi

Museo Casa Enzo Ferrari: Репортаж

Один немалоизвестный путеводитель по Италии утверждает, что если вы оказались в Модене, то с вас достаточно посмотреть романский Дуомо XII века, а все остальное вы и так уже где-то там видели. А если и не видели, то ничего страшного. Это не совсем так.

Представьте гигантское ярко желтое крыло, скорее всего неземного происхождения, примостившееся в центре старинного итальянского города, окруженное черепицей соседствующих домиков. Инородное в каждом своем элементе, при этом до боли что-то напоминающее, созданный с применением лучших конструкторских и инженерных технологий, не оставляет никаких сомнений – это шедевр. Это дом-музей Энцо Феррари. 

На самом деле дом-музей Комендаторе, а в прошлом еще и мастерская, построенная его отцом в XIX веке, расположен в непосредственной близости к «Крылу». Постойте, нет! На самом деле это никакое не крыло, а самый что ни на есть капот гоночной машины, созданный основателем лондонского бюро Shiro Studio Андреа Морганте. Этот самый капот, выкрашенный ни много ни мало в Giallo Modena, и является доминантой всего проекта.

Фото: При площади в 3000 м2 алюминиевая крыша является одним из самых больших перекрытий из такого материала, что потребовало консультаций судостроительных инженеров при строительстве.

Вероятно спорное решение для превалирующей романской архитектуры Модены, но так или иначе равнодушным эта конструкция не оставит никого. Пожалуй, это подчеркивает символизм Ferrari как визуальным сходством с самой важной, по мнению Энцо деталью автомобиля, так и своей неоднозначностью. Феррари ты или любишь или ненавидишь, третьего не дано. 

Разумеется, на архитектурных деталях данного музея все не заканчивается, потому как «под капотом» торжество автомобильного гения! И замечательно оно тем, что экспозиции здесь меняются каждые полгода и совершенно не ограничиваются экземплярами, произведенными в Маранелло. Тем самым музей Энцо Феррари становится поистине уникальным собранием коллекций разных эпох автомобилестроения. И, разумеется, побывав в нем единожды, любой, кто неравнодушен к автомобилям, точно будет знать куда стоит обязательно заскочить на чашечку кофе. Вам его приготовит экстравагантный дядька под 60, ваш лучший кофе-брейк в жизни.

 


Alfa Romeo 159 (1951)

Модифицированная 158-я модель (первая машина выигравшая первый Гран-При в истории Формулы-1) конструктора Джоаккино Коломбо. На пару 158-я и 159-я выиграли первые два чемпионата (1950-1951), в том числе 47 из 54 стартов. За рулем этой машины завоевал свой первый титул Хуан-Мануэль Фанхио.

 

Mercedes-Benz W196/300 SLR (1954)

Модификация с закрытыми колесами, так же известная как «Тип Монца», созданная специально для скоростных трасс. Шасси чередовалось с традиционным кузовом с открытыми колесами. В течение двух лет (1954-1955) крушила всех без разбора, во многом благодаря Великому Фанхио. За рулем этого Мерса аргентинец взял свой второй и третий титулы. На этом история серебряных стрел в гонках трагически оборвалась во время 24-х часов Ле-Мана в 1955 году. Жуткая авария унесшая жизнь Пьера Левега, управлявшего 300SLR, и еще 83-х зрителей заставила Mercedes-Benz расстаться с автоспортом на долгие десятилетия.

 

Lancia Ferrari D50 (1956)

Одно из самых успешных шасси Ferrari, как ни странно не является чистокровной Ferrari. Скудерия Энцо никак не могла взобраться на вершину в течение двух лет доминирования серебряных стрел. Кроме того, на пятки наступала, пришедшая в 1954-м в Формулу и набиравшая силу, Lancia, переманившая из Ferrari Альберто Аскари. Но век туринской команды был недолог. В 55-м на тестах погибает Аскари, спустя три дня Lancia заявляет об уходе из Ф-1, и команда выставляется на продажу. Не без вмешательства Джанни Аньели и юристов FIAT все имущество Lancia переходит во владение Комендаторе. Более того, после ухода Mercedes, Ferrari получает сильнейшего пилота – Хуана-Мануэля Фанхио, который становится четырехкратным чемпионом за рулем Lancia Ferrari D50.

 

 Porsche 804 (1962)

Единственное шасси Porsche, выигравшее Гран-При Формулы-1. Единственным победителем на формульном Porsche стал американец Дэн Герни.

 

Cooper Maserati T81 (1967) 

Одно из классических и последних творений команды Cooper. За рулем этого шасси гонялись Крис Эймон, Йохен Риндт и Йо Зифферт.

 

Ferrari 312 B2 (1971)

6-я реинкарнация легендарной 312-й, должна была подхватить успех своей предшественницы и усилить позиции Ferrari. К сожалению шасси оказалось ненадежным, хотя и красивым.

 

Ferrari 312T (1975)

Сконструированная ветераном Ferrari Мауро Форгьери, считается одним из лучших творений Скудерии. Индекс “T” получила благодаря инновационной коробке передач, расположенной поперечно (от итальянского trasversale). Силовая установка этого шасси считалась лучшей в пелотоне 75-го года – самой мощной и самой надежной. За рулем: Ники Лауда. Результат: 5 побед в Гран-При, чемпионский титул и кубок конструкторов. Спустя долгих 11 лет, Ferrari вернула себе корону.

 

Brabham Alfa Romeo BT 45B (1977) 

Одно из самых интригующих сочетаний Brabham/Alfa Romeo должно было навести шороху в 77-м году. Шутка ли, главным конструктором выступал молодой и перспективный Гордон Марри. К сожалению, шасси дорабатывалось в течение всего сезона, и побед на нем одержать не удалось.

 

Ligier Ford JS11 (1979) 

Самое успешное шасси за всю историю Ligier. Французские инженеры построили отличное шасси, удачно применив свои знания при проектировании аэродинамики с учетом граунд-эффекта. Поражает еще и тем, что создано оно с чистого листа из-за внезапного ухода Matra в качестве поставщика моторов. Жак Лаффит сходу выиграл два первых Гран-При, позже еще один Гран-При выиграл Патрик Депайе. К середине сезона Ligier растеряли свою прыть.

 

Renault RE20 (1980)

Рене Арну и Жан-Пьер Жабуи на пару одержали три победы в сезоне 1980 года. Машина оказалась крайне ненадежная. К слову, Жабуи не добрался до финиша в 11 из 13 проведенных Гран-При, тринадцатый из которых, Гран-При Канады, закончился для француза серьезной аварией.

 

McLaren Honda MP4/4 (1988)

Одна из самых успешных машин за всю историю Ф-1. С этим орудием в сезоне 1988 года двое великих не оставили камня на камне от своих соперников – была дуэль. Достаточно перечислить несколько фактов. Конструктор: Гордон Марри. Пилоты: Ален Прост, Айртон Сенна. 16 Гран-При. 15 поулов. 15 побед. 10 дублей. Первый титул Волшебника.

 

Williams Renault FW16 (1994) 

Последний болид Айртона. 1 мая 1994 года в Имоле в машине Сенны сломалась рулевая колонка в скоростном повороте Тамбурелло. Гонщик погиб. В протоколе чемпионата на протяжении сезона Сенна не фигурировал, так как во всех трех гонках до Гран-При Сан-Марино, у него были сходы по разным причинам. Через две недели на Гран-При Монако выигравший поул-позицию Михаэль Шумахер стартовал со второй позиции, первая была пуста. В течение сезона конструктору FW16, Эдриану Ньюи, удалось довести машину до ума, и вплоть до самого последнего Гран-При в Аделаиде Дэймон Хилл и Михаэль Шумахер на Benetton вели борьбу за титул колесо в колесо. Михаэль опережал Дэймона всего на одно очко. Борьба колесо в колесо продолжилась в финальном Гран-При в буквальном смысле. FW16 Хилла стремительно настигал Benetton-Ford немца, передняя подвеска которого была повреждена. В момент обгона гонщики столкнулись и оба оформили сход. Михаэль Шумахер стал чемпионом мира.

 

 

Благодарим за фотографии и текст Олега Патока.