the borzoi

Citroen SM

В начале 60-х в Citroen вовсю работали над проектом «S», который должен был стать приемником успешной модели DS.

Позже, в 1968-м ради этого начинания французы выкупили контрольный пакет акций итальянского Maserati, польстившись на инженерную школу, родословную и разработки итальянцев в области двигателестроения. История умалчивает насчёт происхождения окончательной версии названия модели SM, есть мнение что это аббревиатура от Série Maserati, кто-то считает Sa Majesté (фр.— «Её Величество», по аналогии с моделью DS «La Deesse»— «Богиня»), однако доподлинно известно, что в ходе коллаборации двух заводов, новинка позаимствовала мотор V8 от спорткара Maserati Merak. Французские инженеры купировали два «лишних» цилиндра V-образной восьмёрки итальянцев, получив V6, мощностью 180л.с. в трёхлитровой генерации модели.

Дизайн SM был разработан главным дизайнером Citroen англичанином Робертом Опроном, и во многом напоминал таковой модели DS. Широкая колея спереди и акцент на передние колёса, кузов зауженный к корме, пространственное остекление, даже номерной знак в передней части скрывался под стеклянным колпаком всё в угоду рекордным показателям коэффициента аэродинамического сопротивления, который к слову составлял впечатляющие 0.26Cx!

В салоне торжество высококачественных материалов отделки: кожа, полированная нержавеющая сталь, дорогие пластики— цветовая гамма всех деталей интерьера прекрасно подобрана, а их подгонка даже сегодня восхищает своей прецизионностью. 

Вместе с тем, не только и не столько внешний вид подчёркивал статус SM, как автомобиля класса Gran Turismo— ряд по-настоящему инновационных технических решений, впервые применённых на серийном автомобиле даже по сегодняшним меркам поражает воображение. В это сложно поверить, но уже тогда в 70-м этот Citroen щеголял прообразом «датчиков дождя», поворотными фарами, а также их автоматическим корректором! Руль имел гидроусилитель, который с ростом скорости наливался усилием в «оконулевой зоне». Все четыре колеса были оснащены дисковыми тормозами с усилителем. Стоит ли упоминать, что с предшественницы — модели DS — сюда перекочевала, ставшея притчей во языцех, гидропневматическая подвеска, обеспечивавшая исключительную плавность хода «ковра самолёта». Благодаря удачному мотору и прекрасной аэродинамике автомобиль запросто развивал до 235 км/ч, снискав звание самого быстрого переднеприводного автомобиля в мире. 

Citroen SM— поистине революционный автомобиль, настолько, что в 1972 году американский журнал Motor Trend присудил ему награду «Car of the Year»: событие из ряда вон для «неамериканских» производителей. 

Впрочем, исключительные качества и заслуги этого француза всё равно не позволили ему стать хитом продаж. За свою недолгую жизнь на конвеере, с 1970-1975гг, завод произвёл всего 12920 экземпляров Citroen SM. И на то был ряд причин. 

В Европе, с самого начала, новинку встретили холодновато из-за довольно высокой стоимости. В то же время, безраздельное властвование Jaguar E-type и выскочки Lamborghini Miura— внесли свою лепту в статистику продаж.

В США, слишком умный автомобиль лишили люстры, с поворотными фарами, так как они не соответствовали архаичному техническому регламенту. Их место заняла примитивная четырёхглазая оптика.

Однако более серьёзные проблемы начались в дебютные годы эксплуатации «Её Величества». Всё дело в том, что механизм ГРМ, нуждался в точной настройке и своевременном обслуживании каждые 60.000км пробега. Американские автолюбители, славные своим снисходительным отношением к требованиям завода-изготовителя по обслуживанию автомобилей, частенько превышали этот пробег. К шестидесятой тысяче пробега, изрядно вытянувшаяся цепь газораспределительного механизма перескакивала на зуб- другой, что неминуемо приводило к «Сталинграду» в двигателе. А учитывая, класс автомобиля, его потребительские качества, располагавшие к разнокалиберным вояжам по бескрайние просторам хайвеев Америки, вкупе с небольшим количеством фирменных сервисов Citroen–Maserati, несложно догадаться, что подобные конфузы случались повсеместно. Этот факт не лучшим образом сказался на продажах летающей тарелки.

17 октября 1973 года — чёрный день для всего автомобилестроения! Топливный кризис, словно выстрелом в голову уничтожил класс мощных автомобилей из-за непомерно возросшей стоимости на бензин. И хотя SM, в действительности, расходовал куда меньше топлива, чем его одноклассники— сумма набиралась всё равно приличная.

Под занавес, в 1974-м из-за инновационной гидропневматической подвески, позволявшей менять дорожный просвет, автомобиль не прошёл свежевведённый «пятимильный» тест NHTSA (Национального управления безопасности дорожного движения). Ведь бампер должен был располагаться в диапазоне от 41 до 51см от земли, тем самым в случае небольшого столкновения, минимизировать затраты на ремонт. Как итог— запрет на реализацию в США и последовавшая «ссылка» последних 134 экземпляров в Японию. Провал.

Рекламный буклет Citroen SM из семидесятых