the borzoi

Я тебя никогда не забуду

«Клиновидные» концепт-кары — пожалуй, наиболее заметный кластер в истории автомобильного дизайна. Так и не увидевшие конвейера в своём большинстве, автомобили, остались в памяти энтузиастов, как нечто неизведанное и таинственное. В нашем материале мы постараемся приоткрыть завесу тайны над самыми футуристичными концепт-карами 70-х.

 

 

 

1980 Aston Martin Bulldog

Проект «Bulldog» или К9 (внутризаводское обозначение), был задуман чтобы продемонстрировать всему миру способность компании выпускать «современные» суперкары, способные на равных конкурировать с такими же клиновидными Lamborghini Countach и BMW M1. Дизайнер — автор небезызвестного Aston Martin Lagonda — Уильям Таунс, в своей работе явно вдохновлялся детищами Гандини и Джуджаро.

Первоначально создатели планировали ограничить производственный цикл 20 экземплярами. Но из-за опасений о несостоятельности идеи суперкара, нового председателя совета директоров Виктора Гаунтлета, из ворот фабрики в Гейдоне вышел только этот, двухцветный Bulldog.

Другими словами, на фотографиях первый и единственный в истории центральномоторный Aston Martin. Оснащённый двумя турбокомпрессорами Garrett, 5,3-литровый V8, расположенный аккурат за водителем и пассажиром, выдаёт 600 лошадиных сил. Тогда, в 1980 году, англичане слегка угорев, заявили, что максимальная скорость «бульдога» аж 381км/ч. Впрочем, в том же году на испытательном полигоне MIRA этот Астон Мартин показал не менее внушающие 307км/ч, что по совпадению, является лучшим результатом для текущей модели DBS.

Нетривиальные технические решения вроде пяти скрытых фар по центру капота, подъёмные двери типа «крыло чайки», охлаждение тормозов сжатым воздухом на манер гоночных прототипов Group C и, мягко говоря, «небольшой тираж» позволили продать на аукционе этот автомобиль за 100 000 фунтов стерлингов.

 

 

 

1972 Maserati Boomerang

В 1972-м году итальянское дизайнерское бюро с говорящим названием Italdesign представила миру весьма эпатажный концепт Maserati Boomerang. Парни из Italdesign всегда были чудаками. На этот раз глава ателье Джорджетто Джуджаро превзошел сам себя, по прошествии времени все же признав, что малость переборщил. Справедливости ради следует отметить, что в те времена перебор был в тренде.

Космическая тема сквозит в каждом элементе этого снаряда. Даже внутреннюю часть выхлопных труб выкрасили в красный на манер двигателей космических ракет. Силуэт автомобиля получился весьма стремительным, чего нельзя было сказать, об аэродинамике. Начинку заимствовали у Maserati Bora, в том числе 4,7-литровый V8, разгонявший Бумеранг до 280 км/ч. Какой бы безумной не была эта машина, её, все же, правильнее воспринимать как, своего рода, декларацию независимости Джорджетто Джуджаро.

Обойдя машину, напрашивается мысль, что Джуджаро в своем стремлении к минимализму выбросил из мастерской все, кроме линейки.

 

 

 

1968 Alfa Romeo Carabo

В основе этой зеленой стрелы творения Марчелло Гандини из Bertone лежит гражданский вариант Alfa Romeo Tipo 33 с алюминиевым V8, мощность которого была примерно 230 л.с. Примерно, потому что каждый экземпляр собирался вручную, и технические характеристики каждой машины слегка отличались друг от друга. Для своего времени это создание было настоящим дорожным монстром: 5,5 секунд до сотни с максимальной скоростью 250 км/ч.

Форма автомобиля содержит в себе все лучшие традиции концепткаростроения 70-х, превосходно подходящая, например, для разглядывания заднего моста впереди стоящего Iveco. А еще из нее удобно было разглядывать жуков, бегающих по земле. Carabo чтет тех, чье имя носит. Клиновидный Alfa Romeo, созданный Bertone — пришедшая из будущего высокотехнологичная фантастика носит и раскраску, и имя жука (лат. Carabidae) – жужелицы… Несмотря на нелепое название, все от Countach и далее по списку, обязаны именно Carabo за двери-гильотины!

 

 

 

1976 Ferrari Rainbow

Первая в истории Ferrari среднемоторной компоновки с откидывающимся верхом в стиле тарга. Мягко говоря, непонятая современниками и вводящая в недоумение спустя почти 40 лет. Все в ее элементах говорит о том, что Марчелло Гандини из Bertone творил в драматичном стиле «покажи все, на что способен». За основу была взята 308 GT4 с трехлитровым V8, последовательница Ferrari Dino, и прародительница маленьких среднемоторных Ferrari. Сейчас ее вид вводит обывателя в ступор, и едва ли в ней можно увидеть хоть какие-то черты Ferrari. Но, в середине 70-х Радуга могла стать вполне успешной, покажись она на полгода раньше (Гандини к тому времени уже показал миру Countach). Но вот что у нее не отнять, так это инновационный механизм складывания крыши, который несильно изменился спустя 35 лет, и используется в Маранелло в изготовлении 458 Spider. Разумеется, очень мило смотрится гарцующий жеребец и название во всю корму в футуристичном градиенте.

 

 

 

1970 Lancia Stratos Zero

В 1970-м году на Туринском автосалоне кузовным ателье Bertone было показано Будущее! На стенде рядом с машиной постоянно красовались две модели в вечерних нарядах и на высоких каблуках, для контраста с небольшой высотой автомобиля — 84 см.

История легендарного, сумасшедшего и притягательного Stratos неразрывно связана с именем дизайнера Марчело Гандини из Bertone.

План Bertone состоял в том, чтобы создать футуристичный, со среднемоторной компоновкой, автомобиль, призванный сменить Lancia Fulvia на сцене чемпионата мира по ралли — таким образом, составив достойную конкуренцию Renault Alpine и Ford GT70. В то же время, Bertone действовать напролом было нельзя, так как Lancia уже входившая в концерн FIAT была связана особыми отношениями с кузовным домом Pininfarina. Время поджимало и тогда Нуччио Бертоне купил подержаную Lancia Fulvia у своего друга и разобрав его до основания, принялся за работу.

Низкий, клиновидный кузов с острыми гранями, огромное лобовое стекло, служившее одновременно дверью, центральная компоновка двигателя — даже сегодня, спустя 40 лет, такой автомобиль поражает воображение, а в 1970-ом году у публики он вызвал шок! Водитель и пассажир сидели, скорее даже лежали, очень низко, всего в 15 см над землей. За сиденьями располагался бензобак и запасное колесо, за ними двигатель и радиатор, коробка передач располагалась за задней осью.

Бертоне вспоминал позже: «Однажды утром в конце февраля 1971 года, Уго Гоббато, тогдашний председатель Lancia, позвонил мне». Гоббато хотел видеть автомобиль — и Маэстро Бертоне в тот же день поехал на нём в Via San Paolo, штаб-квартиру Lancia. На несколько часов движение в городе было парализовано — окружающие словно столбенели при виде этой летающей тарелки на улицах города! «Подъехав к главным воротам штаб-квартиры, охранник на несколько минут замер в созерцании этого странного объекта, который был настолько низким, что мог проехать под створкой шлагбаума!»,— вспоминает Бертоне: «Я въехал на территорию, где меня уже ждала толпа сотрудников Lancia во главе с Уго Гоббато». Контракт был подписан!

Очень тонкий передок широкого, почти двухметрового кузова, не позволял установить полноценные фары и их заменила узкая панель из светоэлементов. На ходовой экземпляр установили наружное зеркало, но толку от него было немного. Все приборы в салоне размещались на левой передней стойке, для того чтобы попасть в салон нужно было откинуть вверх лобовое стекло вместе с рулевой колонкой, установить полноценные двери по бокам не позволяла конструкция низкого кузова.

 

 

 

1968 Bizzarrini Manta

Джуджаро и Гандини — два гения автомобильного дизайна, их противостояние за звание Короля Стиля к 1968 году на автосалоне в Турине, вылилось в появление двух концептов из параллельной Вселенной.

Джуджаро, вдохновлённый «божественным дизайном» ската Манта — самого крупного морского дьявола в природе, создал космическое судно, лишь отдалённо напоминающее автомобиль. Под крышкой капота скрывается головная оптика, жабры-шторки у основания лобового стекла имеют электроприводы, таким образом при маневрировании в городе на низких скоростях, водитель получает дополнительный обзор, на автостраде, сложив их — чуть лучшую аэродинамику. Обширное остекление визуально увеличивая кабину, создаёт эффект капсулы. Жабры нам встречаются и в задней части кузова Manta, это решение позже, мы встретим на Alfa Romeo Montreal и Bugatti EB110. Выполненные единым целым от рамки лобового стекла до центральной стойки, боковые стёкла не опускались. Впрочем, мы всё равно радуемся тому, что хотя бы двери сделали открывающимися.

Если вы до сих пор считали, что авторство трёхместных кокпитов с водительским креслом посередине принадлежит Гордону Мюррей (McLaren F1), то мы будем вынуждены слегка вас огорчить — за четверть века до появления культового гиперкара, Джуджаро предложил революционную концепцию с рулевой колонкой по центру. Глядя на этот узел, исполненный из фанеры, обитой ворсистой тканью — мы искренне не хотели бы оказаться внутри этого автомобиля в случае ДТП.

Турбореактивного двигателя подстать экстерьеру Bizzarrini Manta решили не изобретать, все деньги ушли на дизайн. Таким образом, автомобиль обрёл 5,4 литровый V6 от Chevrolet Corvette, мощностью 355 сил, который агрегатировался 5-ступенчатой «механикой», что позволило развить 325км/ч на тестовом полигоне.

После завоевания сердец в Европе, Bizzarrini Manta отправилась покорять Новый Свет, где благополучно была утрачена при транспортировке обратно. Сведений об этом нашумевшем автомобиле не появлялось вплоть до конца 70-х годов. Когда автомобиль был случайно обнаружен на аукционе в серебристом цвете, с переосмысленной конструкцией боковых стёкол — теперь это не сплошной элемент, а форточка плюс опускающееся стекло — по всей видимости в салоне было всё-таки жарковато: о кондиционере в автомобилях, в годы разработки никто не слышал.

Несколько лет назад машина обрела второй дом в Соединенных Штатах, где новый хозяин полностью восстановил оригинальную окраску кузова и остекление. В 2005 году, в своем первозданном виде машина прибыла на выставку Pebble Beach Concours d’Elegance, где Bizzarrini Manta с легкостью взяла Гран-При. Как отметило судейство, победа присуждена не столько из уважения к истории этого автомобиля, его автору и владельцу, сколь являет собой заслуженное признание красоты концепта даже спустя полвека.